Манчак Анна Борисовна
Характеристика детей третьего года жизни.На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Дети начинают ориентироваться в своих действиях на культурную модель, воспроизводимую взрослым. Речь В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000–1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Мышление Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Игры Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Ребенок осознает свое Я Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Но его может и не быть. Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста Образовательный процесс в группах раннего возраста осуществляют воспитатели. В этом возрасте большой акцент делается на физическое, сенсорное и речевое развитие ребенка,не в ущерб социально – эмоциональному, эстетическому, познавательному. Прежде всего педагогиобеспечивают ребенку соответствующее возрастным показателям психомоторное развитие, достаточность словарного запаса для контактов со сверстниками, проложить путь к становлению интеллектуально – познавательной деятельности через совершенствование сенсорных способностей. Развитие и обучение малышей происходит в специально организованных играх занятиях, в процессе которых детьми приобретаются знания и умения, без которых невозможно их нормальное развитие. Игры – занятия с детьми ясельноговозраста проводятся воспитателями в группах. Методика образовательной деятельности с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения малышей. Образовательная деятельность проводится в игровой форме, с учетом решающего значения эмоционального фактора детей. Строго по подгруппам: число участников6-8 детей. Длительность занятия непревышает 8-10 минут, обязательно с включением двигательного задания. Важно повторение занятий, действия умения, знания приобретенные ребенком становятся устойчивыми не сразу и легко разрушаются. Тема повторяется, но с разным материалом; либо один и тот же материал, но меняется задание. Развитие детей раннего возраста систематически контролируется воспитателем группы, старшей медицинской сестрой, заведующей. Цель контроля – определить фактический уровень развития ребенка и возрастной группы в целом; выявить правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания качество воспитательной работы. На основе критериев развития детей раннего возраста воспитателем заполняется индивидуальная карта сопровождения развития ребенка, позволяющая обнаружить первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия. Педагогическое просвещение родителей начинается задолго до прихода малыша в детский сад. Зная, что ребенок придет в его группу, воспитатель посещает его на дому. Знакомится с малышом и его родителями, узнает о его привычках и умениях, любимых игрушках, выясняет о том, где и в каких условиях развивался ребенок; рассказывает родителям, как постепенно подготовить малыша к посещению детского сада. Планирует совместную работу с родителями по ослаблению адаптационного синдрома для малыша. Работа по данной задаче продолжается после прихода ребенка в детский сад: родители знакомятся с условиями функционирования детского сада. Для них проводится обзорная экскурсия по детскому саду. Педагог уточняет индивидуальные особенности развития ребенка, проводит разъяснительную работу с родителями по преемственности методов ухода и воспитания, интересуется поведением и самочувствием ребенка дома после посещения детского сада, дает советы, постоянно создает положительный эмоциональный настрой ребенка на детский сад. В первые дни посещения ребенком детского садавремя пребывания его вгруппе сокращено.Начиная с 2-х часов, продолжительность пребывания постепенноувеличивается. Подготовка ребёнка к детскому саду Приход в детский сад является новым этапом в жизни любого ребенка. Детский сад - первый серьезный коллектив, в который попадает малыш. Всем известно, что когда ребенок поступает в детский сад, у него начинается адаптация – привыкание к детскому саду. У кого-то этот период протекает легко и незаметно, а кто-то привыкает тяжело, много плачет, часто болеет, сильно переживает расставание с мамой. Вы можете несколько облегчить этот процесс, помочь малышу быстрее привыкнуть к тому, что теперь он будет ходить в садик. Он будет оставаться там с другими детками и воспитателями, а мама придет за ним вечером. Чем меньше Вы будете переживать, чем спокойнее будете оставлять ребенка в группе, тем легче будет малышу в детском саду. Вот несколько советов родителям, чтобы помочь ребенку быстрее адаптироваться в новом коллективе. - Старайтесь дома следовать такому же режиму, еще до посещения детского сада. - Позволяйте ребенку кушать самостоятельно, мыть руки, пользоваться полотенцем, даже если это не очень хорошо получается. - Не забывайте о том, насколько важен полноценный отдых для ребенка. - Следите за тем, чтобы малыш как можно меньше проводил времени возле телевизора, как можно больше времени - на улице, старайтесь укладывать его спать в дневное время в те же часы, что и в саду. - Есть дети, которые привыкают к садику легко и быстро и с удовольствием бегут в группу. А некоторые дети привыкают долго, тяжело, много плачут, устают в садике. Не торопите ребенка. - Обязательно хвалите малыша, говорите, что он молодец, что мама (или папа) очень им гордится. Ведь детский сад должен стать домом радости для ребенка. - В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников (если такое вдруг произойдет). - Никогда не пугайте ребёнка детским садом. - Большинство детей, которые ходят в детский сад первый год начинают часто болеть, несмотря на то, что раньше они были здоровы. Это происходит потому, что в детском коллективе иммунная система ребенка вступает в контакт с чужой микробной флорой, которая отличается от микрофлоры его родителей и ближайших родственников. Поэтому нельзя забывать об укреплении иммунной системы малыша. Прежде всего, ребенка следует закалять. Не одевайте ребенка слишком тепло, пусть он будет в облегченной одежде из натуральных тканей. Почаще принимайте водные и воздушные ванны. Необходимо больше гулять и двигаться. - Будьте уверены, что все будет хорошо! 6 декабря 2017 в 20:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.